Запомнить слова на английском: с чего начать. Выбираем стратегию.

Животрепещущая тема, не правда ли?

В наш век технологий, казалось бы, чего проще? Сотни сайтов и приложений, учебников, уроки английского, а слова все равно забываются.

Здесь нужно сразу сказать, что единого рецепта не существует. То, как человек запоминает что-то, зависит от многих факторов, в том числе от его возраста, ресурсов, типа восприятия (аудиал, визуал, дигитал или кинестетик), психоэмоционального состояния и, не в последнюю очередь от мотивации и старания самого ученика.

Типы восприятия

В наши дни выделяют 4 основных типа восприятия: аудиал, визуал, дигитал или кинестетик.

У маленьких детей преобладает кинетический тип восприятия – им нужно потрогать, попробовать предмет, собрать-разобрать, и это естественно, ведь они еще не умеют читать и писать. Малыши познают мир в движении, поэтому на уроках английского языка в раннем возрасте преобладают активные игры.

Photo by Jelleke Vanooteghem on Unsplash

Тип восприятия может меняться в течение жизни. Когда мы умеем читать и писать, у нас все больше развивается логический тип восприятия. Человек с преобладающим таким типом восприятия называется «дигитал» или «дискрет».  Это не означает, что остальные типы восприятия в это время не работают. Если человек привык воспринимать информацию, выстраивая системы, схемы и анализируя причинно-следственные связи, это не значит, что он совсем не усваивает новый материал, если прослушает песню на английском, например. Все типы восприятия в нас присутствуют, обычно все они взаимосвязаны, но какой-то из них доминирует.  Например, когда мы выписываем новое слово с переводом к себе в тетрадь, срабатывает и визуальная, и кинетическая память. А если мы еще и произносим это слово вслух, то еще подключается и звуковое восприятие. А если это слово вписано в какую-нибудь mind map (интеллект-карта) – то, это то, что нужно человеку-логику.

Ресурсы

Что касается ресурсов, то здесь тоже может быть существенная разница. У кого-то есть круглосуточный отличный доступ к интернету и возможность посмотреть перевод нового слова за пару секунд в электронном словаре, у кого-то – нет. Кто-то покупает яркие оригинальные учебные пособия для уроков английского, кто-то пользуется черно-белыми распечатками. У кого-то есть время и желание слушать аудиокниги, кто-то не может себе этого позволить.

Photo by Nasik Lababan on Unsplash

Про желание

Сравните школьника, который загружен домашней работой и, может быть, не сильно хочет заниматься и учить язык вовсе, и студента, который понимает, что хочет поступить в один из ведущих университетов Канады, чтобы выучиться на программиста, и целенаправленно готовится к международному экзамену IELTS. У таких учеников совершенно разное отношение к изучению языка. Нерадивый или переутомившийся школьник лишний раз не нажмет кнопку телефона, чтобы что-то уточнить в словаре, а будущий программист найдет время, чтобы прорешивать варианты и разбираться в грамматике и переводе каждого слова, чтобы сдать экзамен на нужный балл. Таким образом, М – мотивация и П - планирование.

Photo by Wes Hicks on Unsplash

Практика

Последний пункт, но не по значению, это практика. Было бы здорово, если бы выучить слова из другого языка было бы как научиться плавать: один раз научился, и уже никогда не забудешь. Но правда жизни такова, что без практики язык «теряется». Если вы не живете в среде изучаемого языка, то необходимо все время поддерживать свой уровень. Это могут быть уроки английского, или просмотр фильмов на английском языке, или чтение книг, адаптированных и в оригинале. Также, можно познакомиться с носителем языка через приложение или в поездке и общаться – или как друзья, или по «бартеру», если носитель учит ваш родной язык: носитель вам дает разговорную практику на английском, а вы ему, например, на русском языке.

Photo by Dylan Ferreira on Unsplash

Здесь нужно сразу сказать, что единого рецепта не существует. То, как человек запоминает что-то, зависит от многих факторов, в том числе от его возраста, ресурсов, типа восприятия (аудиал, визуал, дигитал или кинестетик), психоэмоционального состояния и, не в последнюю очередь от мотивации и старания самого ученика.

Итого, что мы имеем? Чтобы эффективно учить слова на английском языке, необходимо:

- понимать свой тип восприятия информации

Аудиал, визуал, кинестетик, дигитал (дискрет)? Может быть, вы уже знаете свой тип. Если сомневаетесь, можно пройти тест.

Возможно, не все формулировки вопросов построены удачно, но результат тест выдает верный.

Более подробно про типы восприятия можно почитать здесь.

- понимать, какие у вас есть ресурсы для вашего типа восприятия

Если вы аудиал, качественный звук для вас - решающий момент. Хорошие наушники, в которых вам все идеально слышно при прослушивании музыки и аудиокниг или во время онлайн занятий, по Zoom, например, – обязательная вещь. Если вы кинестетик, не ленитесь прописывать от руки слова с переводом и вообще писать письменные задания от руки. Визуалам – яркие учебные пособия, цветные стикеры со словами на английском языке, расклеенные по дому, кино и ролики на английском с включенными субтитрами. Дигиталы комфортно будут чувствовать себя с конспектами, схемами и таблицами.

Хорошая коллекция книг (в том числе аудиокниг), фильмов и сериалов на английском языке

Онлайн диктофон

Специально для дигиталов ресурс, где можно строить mindmaps (интеллектуальные карты) - bubbl.us и meindmeister.com. На этих ресурсах удобно зарегистрироваться через Гугл или Фейсбук аккаунт.

- решите, для чего вам нужен язык и в какие сроки 

Экзамен, работа, учёба за рубежом? Когда вы понимаете, зачем вам язык, у вас больше стимул его учить. Как только выбрали цель, определите сроки, в которые её нужно достичь. Если это экзамен, узнайте даты проведения и запишитесь на одну из них, оплатите экзамен. Лично меня ничто не мотивировало лучше, чем вложенные деньги и осознание того, что через месяц-другой надо будет что-то писать в экзаменационных бланках и отвечать на вопросы экзаменаторов.

- практика

Нужно организовать свое время так, чтобы у вас было достаточно времени на практику. Запишитесь на курсы, договоритесь с носителем на время, когда вы будете общаться, найдите окно в своем расписании, когда вы сможете сесть и в спокойной обстановке посмотреть кино, выписать слова, наговорить слова на диктофон, прорешать экзаменационный вариант, сделать задания в приложении по запоминанию слов.

Подводя итог, отметим, что у каждого свой стиль учебы. Проанализируйте свой опыт в школе, институте, колледже, на работе. Вспомните, как у вас лучше всего получалось запоминать новый материал. Возможно, у вас будет какая-то своя уникальная комбинация методов. Я, к примеру, дигитал, но мне необходимо выписать новое слово с переводом, чтобы запомнить его, а также пару раз потом вернуться к своим заметкам и перечитать. И я положительно отношусь к визуальному ряду, например, иллюстрациям в материалах и субтитрам в кино. В то же время, я не люблю слушать аудиокниги и вообще не терплю музыкальный фон, когда я учу что-то.

Поэтому, дерзайте! Пробуйте разные методы и ищите свои.

Good luck!

С уважением,

Алёна Смоленцева