Плохая успеваемость в школе по английскому языку. Что делать?

Ребенок не успевает в школе по английскому. Что делать?

Плохая успеваемость по английскому, к сожалению, не редкость. В чем причина, и как помочь ребенку?

Причины могут быть самые разные:

- Часто меняются учителя в школе. «Текучка» кадров в школе приводит к тому, что преподаватель, как правило, не сильно заинтересован в своем предмете и в успехах учеников. Потом, каждый учитель преподносит материал по-своему, и ученикам может быть сложно перестроиться с одного стиля на другой. Квалификация педагога тоже может вызывать вопросы, но это скорее исключение, чем правило, и оценку квалификации могут дать, естественно, только люди, сами владеющие языком на уровне не ниже advanced.

Photo by NeONBRAND on Unsplash

- Ребенку не интересен английский, он не понимает его значимости. Не внимателен на уроке, при выполнении домашнего задания. То, что нам интересно, мотивирует нас преодолевать трудности и осваивать новые навыки несмотря ни на что. Если сам ученик не хочет учиться, преподаватель бессилен. Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить её напиться.

- Много учеников в группе по английскому. Все школы очень разные и условия, в которых занимаются ученики, тоже очень разные. Например, когда я сама училась в школе, в одной группе по английскому языку было до 10 человек. И я считаю, что 10 человек — это максимум, за который в идеале лучше не переступать. Ведь преподаватель один, а внимание нужно уделить каждому ученику, в больших группах это нереально.

Photo by CDC on Unsplash

-  Слишком сложная программа. Может быть, ребенок перешел из одной школы в другую, где занимаются по другому учебнику. Сразу не удалось догнать ребят из новой группы, и начал отставать. Может быть, где-то болел, или просто недопонял тему.

- А может быть, не нравится преподаватель? Вспомните себя в школьные годы. Может быть, любили историю, потому что нравился учитель истории, или терпеть не могли географию, потому что не полюбился педагог. Естественно, домашнее задание по истории делали в первую очередь и с желанием, а с географией тянули до последнего момента и делали кое-как, на «тройку» хватит, и ладно.

- Не хватает времени на то, чтобы качественно сделать домашнее задание, усталость. Если в школе большая нагрузка, плюс ребенок посещает 2-3 кружка или репетиторов по другим предметам, то сложно требовать от него успехов сразу во всем, в том числе и по английскому. В какой-то момент мозг и организм устают и отказываются воспринимать информацию и вообще делать что-либо. Или, быть может, ребенок сидит в интернете все время после школы, просматривая видео и переписываясь с друзьями, а об уроках вспоминает ближе к полуночи. При этом, не совсем добросовестные школьники тоже могут жаловаться на «нехватку времени» и «усталость».

Photo by Maxwell Nelson on Unsplash

- Ребенок не делает домашнее задание. Ну тут, как говорится, комментарии излишни. Какой бы ни был прекрасный преподаватель, без старания ребенка результата не будет.

- Вы, как родители, недостаточно настойчивы в том, что касается выполнения ребенком домашнего задания, поведения и мотивации ребенка на учебу. Да, если ребенок понимает, что вам в общем-то, все равно, или слышит расплывчатые формулировки вроде «надо учить, потому что надо и все/пригодится в будущем/нужны хорошие отметки» и т.п., то это обычно не сильно убеждает его, что надо больше стараться.

Photo by Thomas Park on Unsplash

Что делать?

Прежде всего, выяснить причину неуспеваемости. Что это: частая смена педагогов, слишком сложный материал, просто ребенок не хочет учить язык, еще что-то? А может, все вместе?

1) Попросите ребенка пройти тест на определение уровня языка и посмотрите, какого уровня у него учебник, по которому он занимается в школе. Уровни владения языком определяются по европейской шкале и могут быть: A1, A2, B1, B2, C1, C2.  A1 – это начальный уровень, A2 – элементарный, B1 – ниже среднего, B2 – средний, С1 – продвинутый, С2 – профессиональный. В школе изучаются уровни до B2 включительно. В ЕГЭ, к примеру, есть задания от уровня А2 до B2.

Пройти тест на определение уровня можно на официальном сайте кембриджских экзаменов

Image from https://www.cambridgeenglish.org/test-your-english/

для школьников примерно до 12 лет

https://www.cambridgeenglish.org/test-your-english/young-learners/

для школьников примерно с 12 лет

https://www.cambridgeenglish.org/test-your-english/for-schools/

Естественно, пользоваться шпаргалками при прохождении теста не надо. Ребенок проходит тест для себя, для определения своего уровня. Тест проверит только грамматику, он не проверит уровень говорения. В реальности уровень может быть немного ниже, чем покажет результат теста.

Как определить уровень учебника по английскому? Обычно, уровень пишут на задней обложке, но может быть указано в предисловии или еще где-нибудь.

Обозначение уровня B1 на обложке учебника курса Gateway от Macmillan
Обозначение уровня B1 на обложке учебника курса Gateway от Macmillan

Если выявилось расхождение по уровню, это повод искать репетитора.

При этом, не настаивайте, чтобы репетитор «просто делал домашнее задание» с ребенком. Нередко родители обращаются за помощью к репетитору, когда ситуация с английским языком уже сильно запущена. Такие уроки, не всегда, но часто выглядят так: открывается упражнение в учебнике или рабочей тетради; учитель просит прочитать задание; ученик - хорошо если сможет прочитать - читает задание; также, в лучшем случае, ученик сам переводит задание и понимает, что от него хотят, в худшем - учитель объясняет, что надо делать, так как ребенок, даже получив от учителя перевод слов, не может связать их в предложение; далее – текст слов на 200, в котором ученик понимает хорошо если процентов тридцать содержания, или какое-нибудь задание по грамматике, где все слова кроме предлогов и союзов – новые, и нет понимания о временах, о том, как связываются слова в предложении и так далее. В итоге, пол-урока на перевод-выписывание слов, хотя бы в общих чертах объяснение грамматики, необходимой для выполнения упражнения, в надежде, что ученик хоть что-то поймет и сможет сделать сам. Нет, практически никогда не понимает и не делает. Преподаватель всячески наводит ученика на правильный ответ, ученик записывает его. Всё. Задание - выполнено, знаний - ноль.

Это не вина преподавателя, что после таких уроков ученик как не понимал ничего, так и продолжает не понимать. Часто, это родительское «нам просто нужна помощь по домашнему заданию». Учитель не волшебник, чудес не бывает. За один урок невозможно объять необъятное и объяснить сразу все, весь язык, чтобы ученик вдруг начал все понимать и делать домашнее самостоятельно и на контрольных получать пятерки.

Язык учится в системе. Это как постройка дома: сначала нужно заложить фундамент, потом уже все остальное. Стены, крыша, окна – это уже потом. Невозможно положить крышу, если у вас нет фундамента и стен.

Если расхождение реального уровня ребенка и уровня в учебнике действительно существенное, самым оптимальным решением будет взять учебник, соответствующий уровню ученика, и проходить его параллельно школьной программе. Постепенно, пробелы в знаниях ликвидируются, и школьные задания ребенок становится в состоянии делать самостоятельно, понимая, что и как он делает. Дела с успеваемостью со временем улучшаются.

Photo by ThisisEngineering RAEng on Unsplash

2) Многие родители в наши дни уже сами неплохо владеют английским. Если вам позволяют знания, проверьте сами вашего ребенка. Сядьте вместе с ним за выполнение очередного задания по английскому. Вначале просто посмотрите, что и как он будет делать: понимает ли он, что от него требуется сделать в упражнении или он делает наугад; понимает ли он перевод слов, если не понимает, то смотрит ли их в словаре (хоть онлайн, хоть по старинке в бумажном), выписывает ли перевод незнакомых слов; если задания письменное, то сам ли он строит предложения или забивает все в переводчик и списывает оттуда готовое, верны ли предложения с точки зрения грамматики (в меру вашего понимания)?

Конечно, вам может не хватать знаний, чтобы от и до проверить ребенка, но общее впечатление у вас будет.

3) С частой сменой учителей, на мой взгляд, бороться можно, но говоря о возможностях родителей, сложно. Как и с тем, что преподаватель может лично чем-то не нравиться ученику и с тем, что много человек в группе. Здесь нужно, на мой взгляд, искать не причины для недовольства, а мотивацию для ребенка. Объяснить ему, что, к сожалению, не всегда в жизни складываются хорошие условия и подбираются хорошие люди для учебы и для работы. Или не всегда есть возможность сложить такие условия и подобрать таких людей. Иногда приходится иметь дело с тем, что есть. Поэтому, если есть цель, надо к ней идти, используя максимально те ресурсы, что есть в распоряжении. То есть, быть внимательным на уроке, стараться понять материал, спрашивать учителя, если что-то непонятно. При выполнении домашнего задания – не лениться переводить слова и выписывать перевод, учить новые слова. Не списывать с ответов, а сначала выполнить задание самому, а уже потом проверить себя по ответам и постараться самому понять, в чем были ошибки. Если непонятны ошибки – задать вопрос учителю в школе/репетитору/вам, если вы в состоянии помочь.

4) Четко объяснить ребенку, зачем ему нужен английский.

Обсудите и выберите с ребенком будущую профессию. Может быть, ребенок еще 10 раз передумает, пока дело дойдет до поступления куда-либо, но на данный конкретный момент будет к чему стремиться.

Хочет быть экономистом? Хорошо, но в институте нужен английский язык, нужно сдавать экзамены и писать статьи. Это же прекрасно, если для своих работ и исследований можно использовать зарубежные источники. То же и для историка. Ребенок увлекается спортом? А как же международные соревнования и сборы? Ведь за границей спортсмены все хорошо знают английский, из какой страны они бы ни были. И многие спортсмены приезжают на соревнования к нам. Интересует будущее адвоката, юриста? Но ведь есть же и международная адвокатура.

Photo by Saulo Mohana on Unsplash

Сельское хозяйство, торговля? Нужно делать закупки и сотрудничать в сфере логистики на английском языке. Мода, кино, музыка? Это же гастроли и сотрудничество с зарубежными коллегами. Искусство? Выставки за рубежом, уметь договориться с галереями, агентами и покупателями. Внешнеэкономическая деятельность? Для согласования условий импорта и экспорта нужно знать язык.

IT? Медицина? Семинары, форумы, сотрудничество с коллегами и партнерами по бизнесу.

Может быть есть желание получить образование за рубежом? Тогда нужно сдать вступительный экзамен на подтверждение уровня английского языка.

Даже если будущая профессия вроде бы не предполагает знание языка (пожарный или массажист, например) может быть, ребенок хочет попутешествовать за границей? А как же ориентироваться там? Как узнать дорогу, читать карты, как общаться в кафе и в магазине, в аэропорту, как взять напрокат велосипед или машину?

5) Организовать время, сделать расписание. Если Вы предварительно согласовали с ребенком вопрос о важности английского языка для него лично и выбрали с ним профессию, составьте вместе с ребенком расписание того, как и на что он распределяет время вне школы. Найдите время для выполнения домашнего задания по английскому и/или для похода к репетитору. В целом еще раз пересмотрите приоритеты и кружки, которые посещает ребенок после школы. Может быть, есть смысл от чего-то отказаться? Постарайтесь организовать время ребенка так, чтобы у него действительно было время на отдых. Отдых не в смысле посидеть в телефоне, а погулять на свежем воздухе. Если нет собаки и/или младших братьев и сестер, с которыми нужно погулять, или спортивной секции, куда надо идти, можно договориться, что он гуляет в это время с друзьями или отправить его в магазин за покупками.

Photo by Bewakoof.com Official on Unsplash

Старайтесь контролировать режим сна ребенка. Домашнее задание в 11, 12, а то и в час ночи, или переписка с друзьями до утра означает, что будет хроническая усталость и недосып. Поговорите об этом с ребенком. Можете с ним договориться, что вы и он идете спать в одно время, например, в 11.00. И встаете в 7.00 тоже с ним вместе. Воспитывайте привычку ложиться спать вовремя, объясняя, что у здорового выспавшегося человека все получается делать быстрее и эффективнее.

6) Будьте настойчивы, в том, что касается выполнения домашнего задания. Особенно если это задание дал репетитор. Не принимайте отговорки ребенка «не понял» или «времени не хватило». Если «не понял», то что не понял? Перевод слов? Можно в интернете посмотреть. Грамматика? Можно в учебнике еще раз материал прочитать или в интернете найти, сейчас масса ресурсов на русском языке, все достаточно доступно и понятно. Если занятия у репетитора, можно всегда с ним связаться, позвонить или написать сообщение, уточнить. «Времени не хватило»? Почему? Вы же распланировали расписание (смотри пункт выше).

7) Если ребенок не хочет заниматься, и вы не можете найти для него достаточно убедительных аргументов, не заставляйте его заниматься у репетитора насильно. Практика показывает, что такие занятия безрезультатны. Кроме испорченных нервов, это еще потраченное время и деньги на репетитора.

Это не означает, что не нужно пробовать.

Нужно пробовать переубедить ребенка, а также пробовать занятия с разными преподавателями. Многие учителя сейчас дают бесплатные пробные уроки. После пробных уроков позанимайтесь с выбранным преподавателем хотя бы месяц, чтобы у вас и у ребенка сложилось впечатление о репетиторе и об уроках. Если все хорошо, и есть положительный эффект - можно только порадоваться. Если что-то пошло не так, возьмите занятия у другого преподавателя. Может быть, в результате проб и ошибок вы с ребенком поймете, что английский язык в целом ему дается не очень хорошо. Конечно, это не повод все бросить и усугублять ситуацию в школе. Не требуйте в таком случае обязательно хороших оценок, "тройка" или любой удовлетворительный балл тоже подойдет. Значит, можно сосредоточиться на чем-нибудь другом и помочь ребенку найти и развить свой талант в другой сфере.

8) Искренне интересуйтесь делами ребенка в школе, держите руку «на пульсе».

Помните, что для получения качественных знаний нужен труд и время вашего ребенка, а также ваше участие и моральная поддержка.

Photo by sofatutor on Unsplash

Good luck!

С уважением,

Алена Смоленцева